Социально-психологические аспекты отношения к здоровью студентов медицинского университета
https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-3-15
Аннотация
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности отношения к здоровью у студентов медицинского университета. Материал и методы. Использовались методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирования, наблюдения; статистического анализа эмпирических данных ( j* - угловое преобразование Фишера, метод ранговой корреляции Спирмена). Выборку исследования составили 160 студентов медицинских университетов Республики Беларусь. Результаты. Проведенное исследование позволило определить теоретические основы для формирования у студентов медицинского университета современных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Анализ социально-психологических аспектов отношения к здоровью студентов младших курсов медицинского университета показал, что для участников исследования, прежде всего, характерны шаблонные представления («спорт - это здоровье») и недостаточное понимание взаимосвязи состояния здоровья и приверженности здоровому образу жизни. Заключение. Для обеспечения высокого качества профессионального медицинского образования необходимо формировать у студентов представление о здоровье и здоровом образе жизни, основываясь на концепции позитивного здоровья. Медицинские работники должны понимать особую важность наряду с медикаментозным лечением пропаганды здорового образа жизни среди населения, которая будет неэффективной, если сами будущие врачи уделяют недостаточно внимания своему здоровью.
Об авторе
Н. В. Гапанович-КайдаловБеларусь
Гапанович-Кайдалов Николай Владимирович — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПКиП УО «Гомельский государственный медицинский
университет»
e-mail: nickolaygap@yandex.ru
Список литературы
1. Гурьев СВ. Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. В сб: Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи. Минск, РБ: БГУ; 2018. 159-62.
2. Образовательный стандарт высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» [Электронный ресурс] 2013 [дата обращения: 2020 май 06]. Режим доступа: http://www.gsmu.by/ file/ych_deyatel/OS/lf.pdf
3. Щедрина АГ. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск, РФ: Наука; 1998. с. 17.
4. Баевский РМ. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. Магадан, РФ: С ВНЦ ДВО РАН; 1996. 55с.
5. Айзман РИ. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, РФ; 1996. 197 с.
6. Vaillant G. Positive mental health: is there a cross-cultural definition? World Psychiatry. 2012;11:93-9. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/22654934
7. Березовская РА. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии. Вестник СпбГУ. 2011;1:221-6.
8. Березовская РА, Никифоров ГС. Отношение к здоровью. В кн: Психология здоровья. СПб, РФ; 2003. 275-91.
9. Кокурина ИГ. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестн Моск Ун-та. Сер. 14. Психология. 2012;1:29-39.
10. Мысина ТЮ. Формирование ценностного отношения к здоровью студентов вуза. Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия «Психология». 2011; 2(10): 46-57.
11. Макаров АВ, Максимов НИ, Федин ВТ. Образовательные стандарты подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь и Российской Федерации. Москва, РФ; 2013. 161 с.
12. Лоранский ДН, Шмидт В. Санитарное просвещение: Междунар. терминол. словарь. Москва, РФ: Медицина; 1981. 237 с.
13. Возьмитель АА, Осадчая ГИ. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа. Социологические Исследования. 2009;8:58-65.
14. Мартинковский М. Здоровье и здоровый образ жизни в ценностных ориентациях молодежи. Минск, РБ: Технопринт; 2003. 275 с.
15. Вайнер ЭН. Валеология. Москва, РФ: Флинта; Наука; 2005. 416 с.
16. Горчак СИ. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни. Здоровый Образ Жизни: Социально-Философские и Медико-Биологические Проблемы. Кишинев: Штиинца; 1991. с. 19-39.
Рецензия
Для цитирования:
Гапанович-Кайдалов Н.В. Социально-психологические аспекты отношения к здоровью студентов медицинского университета. Проблемы здоровья и экологии. 2020;(3):101-108. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-3-15
For citation:
Gapanovich-Kaidalov N.V. Socio-psychological aspects of medical students’ attitude toward health. Health and Ecology Issues. 2020;(3):101-108. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-3-15