Особенности профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского университета
https://doi.org/10.51523/2708-6011.2023-20-4-17
Аннотация
Цель исследования. Выявить особенности профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского университета.
Материалы и методы. Использовались методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опросник Г. Е. Леевика «Ценностные ориентации личности – 8» (ЦОЛ-8); методы статистического анализа эмпирических данных (обобщение и группировка данных, метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты. Проведенное исследование позволило определить теоретические основы для формирования у студентов медицинского университета профессиональных ценностных ориентаций. Анализ профессиональных ценностных ориентаций студентов младших курсов медицинского университета показал, что для участников исследования характерны, прежде всего, такие ценностные ориентации, как труд и материальные ценности, стремление быть материально обеспеченным, хорошим специалистом, иметь богатый профессиональный опыт, самосовершенствоваться в профессии. При этом имеет место недооценка значимости нравственных и моральных качеств эффективной профессиональной коммуникации врача.
Заключение. Для обеспечения высокого качества профессионального медицинского образования важно формировать у студентов ценностные ориентации и профессионально важные качества, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности и эффективной коммуникации с пациентами, их родственниками, коллегами, администрацией медицинского учреждения.
Об авторах
Н. В. Гапанович-КайдаловБеларусь
Гапанович-Кайдалов Николай Владимирович, к. психол. н., доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПКиП
Гомель
Т. М. Шаршакова
Россия
Шаршакова Тамара Михайловна, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПКиП
Гомель
Список литературы
1. О Правилах медицинской этики и деонтологии. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.10.2018, 8/33531.
2. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Ленинград: Ленингр. Дом науч.-техн. Пропаганды; 1990. 28с.
3. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. Москва: ЦСПиМ; 2013. 376с.
4. Никифоров А.Ю. Жизненные ценности современного студента. Вестник Башкирского университета. 2018;23(4):1301-1305.
5. Нукештаева К.Е., Кубекова А.С. Современные ценностные ориентации студентов-медиков. Медицина и экология. 2019;(2):12-18.
6. Корниенко С.Г. Личностно-ориентированный подход в педагогике. Среднее профессиональное образование. 2000;(10):28-58.
7. Комолкина И.О. Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже. Российский психологический журнал. 2017;(2):105-117.
8. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Жизненные ценности у студентов медицинского вуза. Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. Москва, 2021;(10 (1A)): 99-104.
9. Совостюк Т.А. Формирование биоэтических ценностных ориентаций студентов медицинского вуза в педагогической теории и практике. Вышэйшая школа. 2021;(5):35-39.
10. Кобзарь А.Н., Подвойская Н.Л. Анализ мотивации и ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения непрофильных дисциплин в вузе. Преподаватель XXI века. 2021;(1, Ч. 1):67-83.
11. Глухова В.Ф. Гендерные различия в ценностных ориентациях молодежи. Омский научный вестник. 2006;36(3):5659.
Рецензия
Для цитирования:
Гапанович-Кайдалов Н.В., Шаршакова Т.М. Особенности профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского университета. Проблемы здоровья и экологии. 2023;20(4):138–143. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2023-20-4-17
For citation:
Gapanovich-Kaidalov N.V., Sharshakova T.M. Features of medical university students’ professional value orientations. Health and Ecology Issues. 2023;20(4):138–143. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2023-20-4-17