Технологические основы организации профессионального самоопределения студентов младших курсов медицинского вуза
https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-1-1
Аннотация
Цель: выявить основные педагогические технологии организации образовательной среды для опосредованного и целенаправленного управления процессом личностно-профессионального становления специалиста в медицинском вузе.
Материалы и методы. Использовались методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме, анализ состояния проблемы в существующей практике; методы наблюдения и социологические методы.
Результаты. Для обеспечения успешного профессионального самоопределения студентов всех курсов медицинского вуза необходимо: определить профессионально значимые качества врача общей практики, требования к его конкурентоспособности; разрабатывать уровневую модель развития субъектной позиции студентов и критериальную базу оценки уровней их личностно-профессионального самоопределения; создавать программы становления личностно-профессионального самоопределения студента и его педагогической поддержки; разрабатывать методические рекомендации преподавателям вуза по созданию условий для успешной адаптации студентов и их профессионального самоопределения.
Заключение. Развивающая социокультурная и образовательная среда медицинского вуза способствует становлению профессионально важных качеств будущего врача при создании условий для постоянного переосмысления студентами своих ролей в различных социальных группах, статуса в учебном процессе, позиций в учебно-профессиональных и социокультурных ситуациях, что неотделимо от необходимости вхождения в новые связи и отношения
Об авторе
Л. В. ЧернышеваБеларусь
Чернышева Л.В., старший преподаватель кафедры общей, биоорганической и биологической химии УО «Гомельский государственный медицинский университет».
Список литературы
1. Анисимов ОС. Методология: функция, сущность, становление. Москва, РФ; 1996. 380 с.
2. Багова РХ. Гендерные особенности поведения в си-туации личностного выбора. Акмеология. 2014;3-4:36-37
3. Божович ЛИ. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды: Российская академия об-разования, Московский психолого-социальный институт. Москва, РФ; 2001. 349 с.
4. Воронко ЕА. Время выбирает семейную медицину. Медицина. 2001;4:14-16.
5. Гинзбург МР. Путь к себе. Москва, РФ; 1991. 168 с.
6. Ивашкевич МЗ, Климанская ТФ. Опыт организации ПМСП в Минской области по принципу врача общей прак-тики. Медицина. 2001;3:20-21.
7. Каптерев АИ. Модель управления профессионализа-цией. Советская Педагогика. 1990;3:15-21.
8. Карнозова ЛМ. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации. Вопр Психологии. 1990;6:75-82.
9. Климов ЕА. Путь в профессию. Ленинград; 1974. 190 с.
10. Кон ИС. Открытие Я. Москва; 1978. 367 с.
11. Кошель НН. Эмпирическая модель профессиональ-ной компетентности педагога. Критерии и показатели уров-ней профессиональной компетентности. В кн: Жук АИ, Ко-шель НН, Черняк ЛС, ред. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и техноло-гии аттестации. Минск, РБ: Министерство образования Рес-публики Беларусь. Инcтитут повышения квалификации и пе-реподготовки руководящих работников и специалистов об-разования, 1996. с. 85-114.
12. Краснов АФ, Мовшович БЛ. Что должен знать и уметь семейный врач России. Клин Медицина. 1986;8:76-79.
13. Кричагин ВН. Где, когда и кому нужен семейный врач? Москва, РФ; 1989. 56 с.
14. Кудрявцев ТВ, Шегурова ВЮ. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения лич-ности. Вопр Психологии. 1983;2:51-59.
15. Кунцевич ЗС, Косинец АН, Козулин АВ. Валеоло-гическое образование. Витебск, РБ; 2000. 244 с.
16. Садыков ТС, Хмель НД. О проблемах развития высшего образования. Вестник, Сер «Педагогические Науки». Алматы. 2002;1(1):3.
17. Сафин ВФ, Ников ГН. Психологический аспект са-моопределения личности. Психологический Журн. 1984;4(5):23-25.
18. Симоненко ТИ. Гражданское общество в поисках образовательного идеала. Образование и Гражданское Об-щество. Сер «Непрерывное Гуманитарное Образование (Научные Исследования)». 2002;1:88–91.
19. Слободчиков ВИ, Исаев ЕИ. Основы психологиче-ской антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. Москва, РФ; 2000. 421 с.
20. Строев ЕА, Прошляков ВД, Ляпкало АА. Гигиени-ческое образование и воспитание населения: проблемы и пу-ти реализации. Гигиена и Санитария. 1999;1:65-66.
21. Гусаковский МА, ред. Университет как центр куль-туропорождающего образования. Изменение форм комму-никации в учебном процессе. Минск, РБ; 2004. 279 с.
22. Чупрова ЛВ. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания. Социосфера. 2011;41:47–49.
23. Щепин ОП, Овчаров ВК. Научные и организацион-ные предпосылки развития службы врача общей практики в Российской Федерации. Проблемы Социальной Гигиены, Здравоохранения и Истории Медицины. 2000;5:22-27.
Рецензия
Для цитирования:
Чернышева Л.В. Технологические основы организации профессионального самоопределения студентов младших курсов медицинского вуза. Проблемы здоровья и экологии. 2020;(1):4-10. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-1-1
For citation:
Chernysheva L.V. The Pedagogical Basis for the Organization of Professional Self-Determination Among Junior Medical Students. Health and Ecology Issues. 2020;(1):4-10. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-1-1