Preview

Проблемы здоровья и экологии

Расширенный поиск

Нейродинамические показатели сенсомоторного реагирования детей младшего школьного возраста с ортофорией и гетеротропией

https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-2-12

Аннотация

Цель исследования: провести анализ нейродинамических показателей сенсомоторного реагирования детей младшего школьного возраста с ортофорией и гетеротропией. Материал и методы. Обследован 51 ребенок (102 глаза), возраст - 6-11 лет. Сформированы две группы, сопоставимые по возрасту и полу. В 1-ю группу вошли 20 пациентов (40 глаз) с ортофорией на фоне гиперметропии средней степени Hm 3,5 (2,3; 5,3) Дптр, 2-ю группу составили дети с содружественным сходящимся косоглазием на фоне гиперметропии средней степени Hm 4,25 (2,0; 6,5) Дптр - 31 пациент (62 глаза). Для изучения свойств нервной системы (НС) использовался аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново, http://neurosoft. com/ru). Были определены нейродинамические показатели сенсомоторного реагирования по методикам «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), «Реакция различения» (РР), «Реакция на движущийся объект» (РДО), «Критическая частота слияния мельканий» (КЧСМ). Результаты. Содружественное косоглазие у детей 2-й группы достоверно приводит к увеличению времени «ПЗМР», «РР» на 65,5 мс и 42,4 мс соответственно (р < 0,05) в сравнении с группой детей с ортофорией. Разность между показателями «РР» и «ПЗМР» у детей 1-й группы - 51,5 мс, 2-й группы - 28,4 мс подтверждает снижение скорости протекания нейродинамических процессов в НС у детей с гетеротропией. При исследовании по методике «РДО» время реакции в 1-й группе - -31 (-127; 50) мс, во 2-й группе - 22 (-29; 94) мс (р = 0,000008), положительное значение показателя времени реакции у детей 2-й группы является следствием преобладания у большинства обследуемых процессов торможения в центральной нервной системе. Заключение. Из полученных результатов следует, что наличие гетеротропии у детей 2-й группы достоверно приводит к снижению подвижности нервных процессов и преобладанию тормозных процессов в центральной нервной системе. Сочетание низкой скорости реакции и выраженной инертности нервных процессов у детей 2-й группы указывает на рассогласование взаимоотношений между центрами зрительного и моторного анализаторов.

Об авторах

О. В. Ларионова
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Беларусь

Ларионова Ольга Валерьевна – ассистент кафедры оториноларингологии с курсом офтальмологии УО «Гомельский государственный медицинский университет», аспирант 3 года заочной формы обучения

e-mail: o.lari@mail.ru



Л. В. Дравица
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Беларусь

Дравица Людмила Владимировна – к.м.н., доцент кафедры оториноларингологии с курсом офтальмологии УО «Гомельский государственный медицинский университет»

e-mail: dravitsa_lv@mail.ru



Список литературы

1. Красильникова ВЛ Структура глазной патоло-гии среди детского населения Республики Бе-ларусь. Офтальмология. Восточная Европа. 2012;3: 105-109.

2. Pendleton DM, Sakalik ML, Moore ML, Tompor-owski PD Mental engagement during cognitive and psychomotor tasks: Effects of task type, pro-cessing demands, and practice. Int J Psychophys-iol. 2016;109:124-31. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.08.012

3. Дорджиева ДБ, Бадмаева ИА, Карлова СВ, Ли-джигоряева ЦВ Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников. Наука Вчера, Сегодня, Завтра. 2017;7(41):6-10.

4. Kondakova OE, Shilov SN, Kirko VI Psychophysio-logical and adaptive characteristics of children and teenagers living in the Far North. J. Sib. Fed. Univ. Biol. 2017;10(3):312-22. doi: 10.17516/ 1997-1389-0028

5. Байгужин ПА, Шибкова ПА Функциональное состояние центральной нервной системы при воздействии слабоструктурированной инфор-мации. Человек. Спорт. Медицина. 2017;17(S):32-42. doi: 10.14529/hsm17s04

6. Черевикова ИА, Ярославцева ИВ Функцио-нальное состояние студентов бакалавриата. Известия Иркутского Государственного Уни-верситета. Сер. Психология. 2017;21:99-104. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51

7. Vera J, Jiménez R, García JA, Cárdenas D. Sim-ultaneous Physical and Mental Effort Alters Visu-al Function. Optom Vis Sci. 2017;94(8):797-806. doi:10.1097/OPX.0000000000001105

8. Дубровинская НВ Психофизиологическая ха-рактеристика подросткового возраста. Физио-логия Человека. 2015;41(2):113-22.

9. Николаева ЕН, Колосова ОН Физиологическая оценка состояния центральной нервной систе-мы студентов в период учебной деятельности. Наука и Образование. 2017;3:96-100.

10. Marinescu AC, Sharples S, Ritchie AC, Sánchez López T, McDowell M, Morvan HP. Physiological Parameter Response to Variation of Mental Work-load. Hum Factors. 2018;60(1):31-56. doi: 10.1177/0018720817733101

11. Игнатова ЮП, Макарова ИИ, Яковлева КН, Аксенова АВ Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния цен-тральной нервной системы. Ульяновский Меди-ко-Биологический Журнал. 2019;3:38-51. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51

12. Тарасова ОЛ, Казин ЭМ, Федоров АИ Ком-плексная оценка нейродинамических и вегета-тивных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Фи-зиология Человека. 2017;43(1):45-54. doi: 10.7868/S0131164616060199


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова О.В., Дравица Л.В. Нейродинамические показатели сенсомоторного реагирования детей младшего школьного возраста с ортофорией и гетеротропией. Проблемы здоровья и экологии. 2020;(2):85-90. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-2-12

For citation:


Larionova O.V., Dravitsa L.V. Neurodynamic indicators of the sensorimotor response of primary school age children with orthophoria and hetero-tropia. Health and Ecology Issues. 2020;(2):85-90. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2020-17-2-12

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-0967 (Print)
ISSN 2708-6011 (Online)