Пандемия COVID-19: проблемы и перспективы дистанционного метода преподавания дисциплины «фтизиопульмонология» в отдельных странах СНГ
https://doi.org/10.51523/2708-6011.2021-18-1-19
Аннотация
Цель исследования: проанализировать эффективность и особенности преподавания дисциплины «фтизиопульмонология» при подготовке врача с использованием различных методов в условиях пандемии.
Материал и методы. Проанализированы современные публикации по проблеме, проведено сравнительное осмысление первых результатов использования дистанционного формата образовательного процесса при преподавании дисциплины «фтизиопульмонология» на профильных кафедрах вузов стран СНГ.
Результаты. В системе высшего медицинского образования весной 2020 года возникла необходимость перейти на обучение студентов с использованием дистанционных технологий. Практически всегда этот метод оценивается положительно по ряду аргументов. На клинических кафедрах медицинских университетов, где приоритетными являются практические навыки работы с пациентом, возможны лишь элементы дистанционного обучения. На профильных кафедрах фтизиопульмонологии медицинских университетов (Курск, Гомель, Ташкент) в условиях пандемии были использованы различные методы дистанционного обучения.
Заключение. Первые результаты использования дистанционного формата позволяют считать, что на клинических кафедрах наиболее целесообразным является использование гибридного метода: очного с элементами дистанционного обучения.
Ключевые слова
Об авторах
В. М. КоломиецРоссия
Коломиец Владислав Михайлович, профессор кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии, г. Курск
Е. П. Павленко
Россия
Павленко Елизавета Павловна, ассистент кафедры клинической иммунологии, аллергологии и фтизиопульмонологии, г. Курск
И. В. Буйневич
Беларусь
Буйневич Ирина Викторовна, заведующий кафедрой фтизиопульмонологии с курсом ФПКиП, кандидат медицинских наук, доцент, г. Гомель
Ф. К. Ташпулатова
Узбекистан
Ташпулатова Фатима Кудратовна, заведующий кафедрой фтизиатрии и пульмонологии, доктор медицинских наук, г. Ташкент
Список литературы
1. Михайлов ОВ, Денисова ЯВ. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? Высшее образование в России. 2020; 29(10): 65-76. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
2. Коломиец ВМ, Лебедев ЮИ, Гольев СС. Педагогическая школа кафедры фтизиопульмонологии Курского государственного медицинского университета: формирование и перспективы. Туберкулез и болезни легких. 2015;9:54-58.
3. Хомова НА, Коломиец ВМ, Ташпулатова ФК. Приверженность к лечению больных туберкулезом как фактор риска снижения его эффективности. В: Сб. науч. трудов по материалам межд. науч. конф., 2020 7 февр. Курск, РФ: КГМУ; 2020;1:314-19.
4. Дрёмова НБ, Конопля АИ. Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета. Курск, РФ: КГМУ; 2014. 124 с.
5. Лазаренко ВА, Калуцкий ПВ, Дрёмова Н., Овод АИ. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения. Высшее образование в России. 2020;29(1):105-115. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
6. Хуторской АВ. Дистанционное обучение и его технологии. Компьютерра. 2002;36:26–30.
7. Гафуров ИР, Ибрагимов ГИ, Калимуллин АМ, Алишев ТБ. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки. Высшее образование в России. 2020;29(10):101-112. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112
8. Godoy I, Lundgren FLC. BTA distance learning course in pulmonology. J Bras Pneumol. 2017 May-Jun;43(3):157-158. https://doi.org/10.1590/S1806-37562017000300001
9. Cabral VK, Valentini DF Jr, Rocha MVV, de Almeida CPB, Cazella SC, Silva DR. Distance Learning Course for Healthcare Professionals: Continuing Education in Tuberculosis. Telemed J E Health. 2017 Dec;23(12):996-1001. https://doi.org/10.1089/tmj.2017.0033
10. Гребнев ЛС. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только… (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой). Высшее образование в России. 2018;219(1):5–18.
Рецензия
Для цитирования:
Коломиец В.М., Павленко Е.П., Буйневич И.В., Ташпулатова Ф.К. Пандемия COVID-19: проблемы и перспективы дистанционного метода преподавания дисциплины «фтизиопульмонология» в отдельных странах СНГ. Проблемы здоровья и экологии. 2021;18(1):146-151. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2021-18-1-19
For citation:
Kolomietz V.M., Pavlenko E.P., Buinevich I.V., Tashpulatova F.K. Pandemic COVID-19: problems and prospects of remote teaching of the discipline «Phthisiopulmonology» in selected CIS countries. Health and Ecology Issues. 2021;18(1):146-151. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2021-18-1-19