Preview

Проблемы здоровья и экологии

Расширенный поиск

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ГОМЕЛЯ

https://doi.org/10.51523/2708-6011.2013-10-4-24

Аннотация

Цель: оценка уровня тревожности школьников. Материалы и метод. Для изучения уровня и характера тревожности школьников были использованы тест тревожности Р. Тэммпл, М. Дорки и В. Амен, шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика Филлипса. Для измерения степени субъективной неприятности различных конкретных ситуаций была использована шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан). Всего в исследовании приняли участие 549 школьников. Результаты. Согласно полученным данным, высокий уровень тревожности был выявлен у 20 % детей младшего школьного возраста. 34 % учащихся 8 классов имеют такой же уровень школьной тревожности, в 9 классах он составляет 54,5 %, в 10 классах - 60,5 %. При оценке уровня тревожности учащихся 5-11 классов по методике Филлипса было выявлено, что 32 % испытывают общую тревожность в школе. 33 % - фрустрацию потребности в достижении успеха. 38 % - страх самовыражения. 40 % - страх в ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих испытывают 44 % учащихся. 34 % школьников имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Заключение. Результаты нашего исследования подтверждают, что проблема повышенной тревожности школьников остается по-прежнему актуальной. Причинами этого негативного эмоционального состояния становятся не только индивидуально-типические характеристики (пол, возраст, особенности личности и т. д.), но и особенности внешней ситуации, ближайшее окружение учащихся. В связи с этим дальнейшая работа специалистов со школьниками, имеющими повышенный уровень тревожности, должна носить дифференцированный и в то же время комплексный характер. Дифференцированный подход обеспечивает эффективность психокоррекционной работы с учащимися (учет возраста, источников и содержания тревожности), а комплексный - раскрывает необходимость совместных усилий взрослых, имеющих отношение к ребенку (родителей, педагогов, психологов, администрации школы и др.), по созданию условий, способствующих эмоциональному развитию учащихся и сохранению их соматического и психологического здоровья.

Об авторах

Л. Г. Соболева
Гомельский государственный медицинский университет
Беларусь


Н. Г. Новак
Гомельский государственный медицинский университет
Беларусь


Т. М. Шаршакова
Гомельский государственный медицинский университет
Беларусь


Список литературы

1. Андреева, И. Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.easyschool.ru. - Дата доступа: 15.02.2013

2. Дорошкевич, М. П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: учеб. пособие / М. П. Дорошкевич, В. В. Калюжный. - Минск: Беларусь, 2004. - 223 с.

3. Дербенев, Д. П. Психическое здоровье городских подростков и факторы, вызывающие его нарушения / Д. П. Дербенев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 1997. - № 3. - С. 15-17.

4. Цейтлина, Е. Г. Школьная тревожность [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, 2012. - Режим доступа: http://www.vsedeti.ru. - Дата доступа: 15.02.2013

5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

6. Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред.-сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 64-71.


Рецензия

Для цитирования:


Соболева Л.Г., Новак Н.Г., Шаршакова Т.М. ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ГОМЕЛЯ. Проблемы здоровья и экологии. 2013;(4):123-128. https://doi.org/10.51523/2708-6011.2013-10-4-24

For citation:


Soboleva L.G., Novak N.G., Sharshakova T.M. COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE ANXIETY LEVEL IN SCHOOLCHILDREN OF GOMEL. Health and Ecology Issues. 2013;(4):123-128. (In Russ.) https://doi.org/10.51523/2708-6011.2013-10-4-24

Просмотров: 521


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-0967 (Print)
ISSN 2708-6011 (Online)